Сейчас компьютерное обучение и развлечения доступно для широкой аудитории в виде приложений. До сих пор фильмы в формате 3D, 4D стоят дороговато для среднестатистического потребителя, но в скором времени каждый человек сможет погружаться в нужную виртуальную среду также привычно, как пользуется уже мобильным телефоном.
Виртуальная реальность – больше не сюжет фантастических фильмов. Она уже прочно закрепила свои позиции в современной действительности, став инструментом работы, учебы, исследований, визуализацией архитектурных и дизайнерских проектов, а также способом для путешествий и развлечений. Благодаря тому, что искусственный интеллект сейчас умеет оценивать физическое состояние и настроение человека, с помощью компьютерных программ сегодня можно моделировать игры, обстановку и события с учетом индивидуальных биологических и психологических особенностей каждого пользователя.
Можно было бы предположить, что и программы для компьютера пишет "машина". Но нет, без участия человека искусственный интеллект работать пока не может – создают программы «обучения» и управляют работой электронного мозга такие специалисты, как архитекторы виртуальной реальности.
Кто такой архитектор виртуальности?
Архитектор виртуальности – высококвалифицированный специалист, который стремится создать полноценные виртуальные пространства, учитывающие психо- и биопараметры каждого, отдельно взятого пользователя.
Профессия архитектора VR сравнима с работой программиста по созданию игровых приложений, но, в отличие от последнего, архитектор управляет виртуальным миром, что создает для пользователя атмосферу полного погружения в события и вызывает эмоции, как в реальной жизни.
История компьютерных технологий началась лишь несколько десятилетий назад, поэтому профессия архитектора VR не имеет прошлого, и целиком устремлена в будущее. Однако, как каждый специалист будущего, виртуальный архитектор должен иметь детальное представление о многих других профессиях и сферах деятельности человека, чтобы в точности, до мельчайших деталей, воссоздавать события прошлого, настоящего и будущего:
- в любой географической точке на карте – для создания программ по изучению истории, биологии, культуры и других наук;
- в научной лаборатории;
- в конструкторском бюро;
- в развлекательных центрах;
- в поликлиниках и больницах;
- в мастерской художника или дизайнера;
- в детских учреждениях и т.д.
Универсальные специалисты будущего должны соответствовать требованиям века технологий и цифровизации. В круг профессиональных обязанностей архитектора VR входит:
- общение с заказчиками;
- постоянное повышение уровня квалификации на курсах программирования, иностранных языков, психологии, биотехнологий и т.д.;
- виртуальный архитектор должен уметь организовывать рабочий процесс;
- специалист обязан соответствовать требованиям компании, в которой он работает, заботится о конкурентоспособности работодателя и постоянно проявлять творческую инициативу.
Архитектор виртуальной реальности работает на стыке разных направлений науки, искусства и IT-технологий: архитектуры и строительства, дизайна, промышленности, медицины, образования и развлекательной индустрии. При этом сфера применения знаний и профессиональной компетенции архитектора VR неуклонно расширяется.
Представители этой профессии несут большую ответственность, потому что они объединяют тонкий и хрупкий мир человеческой психики с техникой, лишенной эмоций и чувств.
Какими личностными качествами должен обладать архитектор виртуальности?
Суммируя сказанное об основных должностных обязанностях и уровне профессиональных компетенций специалиста по VR, напрашивается вывод: архитектор виртуальности – творческая, целеустремленная личность с высокими интеллектуальными способностями и разносторонними интересами.
При этом у человека, выбравшего такую профессию, должны сочетаться:
- творческий подход и богатое воображение с аналитическим мышлением;
- способность к изучению гуманитарных и естественных наук с явным математическим складом ума;
- ответственность и самостоятельность.
Разработчик виртуальных миров должен понимать, что обучение профессии архитектора виртуальности, начавшись однажды, не закончится на протяжении всей трудовой деятельности. А все потому, что объем необходимых знаний настолько велик, что займет все свободное время, и будет постоянно увеличиваться. Поэтому ему пригодится готовность и желание учиться, хорошая память, а также способность быстро усваивать и систематизировать новый материал.
Работа предполагает постоянное и тесное общение с людьми, а это означает, что необходима общительность и развитые коммуникативные навыки.
Преимущества профессии архитектор виртуальности
Возможность реализации творческого потенциала, доставляющая довольствие каждому человеку, занимающемуся любимым делом – бесспорное преимущество для профессии архитектора VR.
Дополнительно приносят удовлетворение профессией высокий уровень востребованности и, пока еще, относительно низкая конкуренция (все-таки, эта специальность пока еще находится в списке профессий будущего). Специалисты, создающие виртуальные пространства, сейчас востребованы в компаниях по созданию игр, киностудиях, на телеканалах, в шоу-бизнесе, строительстве, сфере образования, медицине и торговле.
Интеллектуальный труд, связанный с цифровыми разработками, сейчас высоко оплачивается. В зависимости от уровня подготовки, заработная плата специалиста составляет уже сегодня от 30 до 200 тысяч рублей по России: в крупных мегаполисах минимальный доход – от 70 000 рублей.
Недостатки профессии архитектора виртуальности
Возможно, со временем интеллектуальная работа станет нормой, но пока профессии будущего кажутся людям слишком сложными и "неудобными" – по мнению среднестатистического обывателя, подобные профессии значительно сокращают отдых, а иногда отрицательно сказываются на личной жизни.
Основной недостаток профессий, связанных с современными технологиями, в том, что мыслительная деятельность человека, в отличие от искусственного интеллекта, не управляема и зависит от множества внешних и внутренних факторов. Поэтому у таких специалистов, как правило, ненормированный рабочий день, а если архитектор виртуальности работает в сфере развлечений, то, скорее всего, ему придется забыть о праздничных и выходных днях.
Умственная работа требует огромной внутренней мобилизации, чего иногда сложно добиться, поскольку даже небольшие срывы проектов приводят к состоянию стресса и глубоким переживаниям (например, из-за потери профессиональной репутации и, как следствие, понижения уровня доходов).
Где можно получить профессию архитектор виртуальности?
К большому сожалению, в нашей стране сейчас отсутствуют специализированные институты по подготовке создателей виртуальных миров. Мало того, специальных программ по подготовке архитекторов реальности не существует ни в одном ВУЗе мира. Однако уже понятно что, учитывая огромный диапазон необходимых знаний, будущему специалист нужно обучаться одновременно в нескольких направлениях:
- Заниматься изучением истории, культуры, языков и психологии;
- Архитектору виртуальности необходимы и более глубокие познания в области медицины, биологии;
- Обязательны для изученная математика информатика.
При этом нужно понимать, что медицинские, технические и гуманитарные институты работают отдельно друг от друга, а их программы частично, на 1-2 курсе, дополнены базовыми предметами, которые изучают в каждом учебном заведении. Поэтому будущие создатели VR должны заниматься, в первую очередь, самообразованием, изучая самостоятельно те науки, которые не требуют серьезной помощи преподавателей. Получить такие знания можно:
- на курсах разработчиков виртуальной реальности Udacity или из других интернет-источников;
- курсах иностранных языков;
- курсах компьютерной графики или веб-дизайна;
- изучая самостоятельно специальную литературу.
Для обучения в высших учебных заведениях необходимо выбирать факультеты и направления, так или иначе связанные с программированием и проектирование визуального пространства. Желательно, чтобы это были университеты, где есть возможность совмещать программы разных факультетов:
- Московский технологический университет;
- Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики;
- Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского;
- Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана;
- МИЭТ.